Кариес по блэку
Систематизация кариеса по Блэку
Статья испытана медиком
Кариозное поражение – процесс деминерализации тканевых структур зуба, что приводит к образованию патологических полостей. Клиентам не много понятно, но кариес имеет несколько классификаций, одна из главных – по Блэку. Но для полного осознания патологии следует упомянуть все виды кариозного поражения по разным классификациям.
Систематизация кариеса по Блэку
Систематизация кариеса по глубине поражения
Определено, что данная систематизация является довольно всераспространенной в меру удобности внедрения в стоматологической практике. Почаще всего употребляется дантистами в странах СНГ (Содружество Независимых Государств — региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР).
Вид неосложненного кариозного поражения | Изображение | Короткое описание |
---|---|---|
Стадия пятна | Развитие патологии начинается с незначимого очага деминерализации. Таковым образом, эмаль подвергается незначимым разрушениям | |
Поверхностный кариес | Повреждение можно увидеть при зрительном осмотре, но глубина патологической полости не доходит до уровня дентина | |
Среднее кариозное поражение | Считается наиболее глубочайшим повреждением, так как нарушает целостную структуру не только лишь эмалевого слоя, да и дентина. Вообщем, кариес можно безболезненно убрать, потому что пульпа остается не задетой | |
Глубочайший кариес | Данный тип патологического кариозного поражения фактически не различается от среднего кариеса, но пульпу защищает весьма узкий слой дентина. В дальнейшем, при отсутствии исцеления, патология может осложниться недугами – кистой, пульпитом и иными |
Внимание! Осложненное кариозное поражение зубов сопровождается периодонтитом и пульпитом, потому просит долгого исцеления.
Интернациональная систематизация
Этот вид квалификации определяется, как гистологический. Кариес квалифицируется зависимо от уровня поражения зубной структуры:
- нарушение целостности эмали;
- повреждение дентина;
- поражение цемента;
- приостановившеяся патология зубных частей.
Систематизация по Блэку
Основоположником американской стоматологии в 1896 г. была установлена систематизация патологических полостей, что определена пятью главными классами. Открытие данной системы было наиболее 100 годов назад, потому считается не полным классификатором, так как не учтены кариозные поражение корневой системы и вторичного нрава. Невзирая на это стоматологи обширно употребляют кариозный классификатор по Блэку. Спустя время система систематизации модернизировалась и был добавлен доп класс.
Систематизация кариозных полостей
1 класс
От кариозного поражения мучаются борозды на последующих поверхностях зубного элемента (моляров, премоляров, передних зубов):
- окклюзионной;
- окклюзионно-щелочной;
- язычной
1 класс по Блэку
Описание первого класса кариозных полостей по Блэку
2 класс
Этот класс характеризуется поражением сходу нескольких поверхностей. Другими словами локация патологического поражения – апроксимальная поверхность с переходом на премоляры и моляры.
2 класс по Блэку
Описание второго класса кариозных полостей по Блэку
3 класс
Патология размещается конкретно на фронтальных зубных элементах. Почаще всего кариес диагностируется на клыках и резцах (конкретно на апроксимальных поверхностях). При всем этом не происходит нарушение угла коронковой зубной части.
3 класс по Блэку
Описание третьего класса кариозных полостей по Блэку
4 класс
Диагностируемый процесс становится наиболее суровым, потому что в процесс вовлекаются проксимальные поверхности. В группе риска находятся фронтальные зубные элементы.
4 класс по Блэку
Описание 4-ого класса кариозных полостей по Блэку
5 класс
Кариозная патология грозит пришеечной области зуба. При всем этом кариозное поражение может располагаться полностью на любом зубном элементе.
5 класс по Блэку
Описание 5-ого класса кариозных полостей по Блэку
6 класс
Классификатор шестого класса включает кариозные поражение области режущих краев лишь фронтальных зубных частей. Также к данному классу относятся бугорки премоляров и моляров. При всем этом 6-ой класс при постановке диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) фактически никогда не употребляется.
6 класс по Блэку
Внимание! 6-ой класс не был утвержден медиком Блэком. Он выдуман намного позднее другими спецами для удобства классификатора.
Доп системы систематизации
Для удобства систематизации кариозных полостей определено несколько разных систем. Таковым образом, по развитию патологического процесса выделяют последующие:
- Обычное кариозное поражение (кариес протекает без осложнений и не характеризуется воспалительным действием мягеньких тканей).
- Осложненное кариозное поражение (вследствие быстрого развития патологии наблюдается воспалительный процесс в области пульпы, также тканевой структуры около зубного элемента). Почаще всего отягощение проявляется в виде периодонтита либо пульпита.
Систематизация кариозных полостей по Блэку
Особенное внимание нужно уделить негласному типу кариозного поражения, что развивается у малеханьких малышей. Если предки приучивают малыша к ночному приему еды, а в предстоящем к сладким напиткам и сладким сокам, то следует ждать развитие кариозных полостей. Опасность детского кариеса состоит в том, что при поражении внутренней части резцов, патология долгое время не видна. Резвое развитие кариеса в этом случае разъясняется оседанием на молочных зубных элементах углеводов разных сладостей. При том повышение вязкости слюны за счет неизменного соприкасания с соской, стают сопутствующими факторами для развития кариеса.
По течению процесса
Определяют три типа:
Также при диагностировании кариозных полостей учитывается факт интенсивности поражения:
- Кариес может проявиться как единичный элемент.
- Это множественные поражения сходу на нескольких зубах.
- Определено, как системное поражение.
Видео — Препарирование кариозных полостей по Блэку
По последовательности появления
Весьма принципиально учесть момент, когда кариес начал проявляться:
- первичное явление (зуб подвергается кариозному поражению в первый раз);
- вторичное явление (кариозному поражению подвергается зуб, что ранее был запломбирован, в главном кариес возникает вокруг пломбы);
- рецидивное проявление (когда зубной элемент был недостаточно пролечен, то под пломбой на зубных тканях может развиваться кариес).
Существует огромное количество классифицирующих кариес систем, фактически все из их повторяются. Потому для четкой постановки диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) спецу весьма принципиально верно найти глубину полости, нрав течения и основную причину, по которой образовалась кариозная патология. Ведь от достоверности диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) в предстоящем будет зависеть эффективность исцеления и отсутствие рецидивных кариозных поражений.
Пример процесса исцеления кариеса второго класса:
Видео — Кариозная полость 2 класса и установка матрицы
Систематизация кариеса зубов по Блэку и по системе ВОЗ, индивидуальности препарирования кариозных полостей
Стремясь классифицировать познания о кариесе, докторы выдумали несколько систем систематизации. Авторство одной из более всераспространенных принадлежит Дж. Блэку. Систематизация кариеса по Блэку в картинах стала известной еще на финале XIX века. Южноамериканский дантист смог собрать все известные на тот момент симптомы (Симптом от греч. — случай, совпадение, признак — один отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности) недуга и разумно распределить их по группам.
Принцип систематизации кариозных очагов
Разделение кариозных очагов и полостей по группам основано на их местоположении:
- 1 класс по Блэку подразумевает локализацию очагов поражения в слепых ямках резцов и в фиссурах моляров;
- ко 2 классу по Блэку относятся кариозные очаги, расположенные на боковых поверхностях премоляров и моляров;
- 3 класс по Блэку свидетельствует о поражениях, показавшихся на клыках и резцах, но не нарушивших целостность режущего края;
- к 4 классу по Блэку относятся разрушения режущих краев и углов на клыках и резцах, возникшие вследствие развития кариеса;
- 5 класс по Блэку подразумевает локализацию кариозных полостей в пришеечной области.
Вначале в системе систематизации насчитывалось 5 категорий кариеса, позднее по настоянию ВОЗ к ним была добавлена еще одна группа, популярная, как 6 класс по Блэку. В нее вошли повреждения режущих областей резцов и клыков, также выступающих над поверхностью зуба жестких тканей моляров (холмов).
Необходимо отметить, что шестая категория недуга не была одобрена самим Блэком. Она стала дополнением, изготовленным спецами Глобальной организации здравоохранения для удобства использования системой.
Индивидуальности исцеления кариеса различных классов
Смысл распределения различных форм заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) по группам состоит не только лишь в облегчении задачки доктора при постановке диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти). Классы по Блэку весьма важны в стоматологии, потому что являются «управлением» к исцелению. Зависимо от локализации и тяжести поражения тканей зуба доктор выбирает метод препарирования полости, способ установки пломбировочного материала.
I класс
Некорректно выполненное исцеление кариеса I группы может стать предпосылкой выпадения пломбы из полости хворого зуба при жевании, риск обоснован расположением очага. Потому при лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) кариеса, который заходит в 1 группу систематизации по Блэку, дантист употребляет несколько приемов для предупреждения таковых последствий:
- уменьшает скос эмали зуба;
- наносит состав параллельно основанию кариозной полости (при работе с композитами);
- укладывает светоотвердевающие консистенции под углом в несколько слоев (для конфигурации направления усадки);
- производит финишное отсвечивание пломбы через боковые стены зуба.
Методов понижения риска выпадения пломбы достаточно много. Для исцеления кариеса зубов первого класса разработаны особые методы, учитывающие индивидуальности работы с различными материалами. Они все отражены в учебных планах, специализированных памятках для зубных докторов.
II класс
Этот класс кариеса имеет свои индивидуальности. Основная задачка дантиста при лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) зубов, пораженных болезнью 2-ой группы, – не допустить нависания края пломбы, обеспечить ее плотное прилегание ко дну заполненной полости.
Процесс может осложняться очень обширно либо очень близлежащими зубами, потому одним из шагов исцеления может стать сближение либо раздвигание контактных поверхностей с помощью древесных клиньев, держателей.
Все процедуры, включая препарирование полости зуба и раздвигание контактных поверхностей, выполняются опосля адекватного обезболивания.
III и IV классы
Индивидуальности препарирования кариозных полостей третьей и четвертой группы по Блэку играют не настолько важную роль, на 1-ый план при лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) такового вида кариеса зубов выходит грамотный подбор пломбирующего материала. Так как потемневшие участки эмали находятся на видимых местах, нужно внедрение пригодной по цвету пломбы.
Для этого препарированный зуб заполняется композитом не 1-го, а 2-ух цветов:
- белоснежного либо молочного для восстановления дентина;
- практически прозрачного для реставрации зубной эмали.
Основная сложность при лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания) кариозных полостей на видимых контактных поверхностях – верно оценить прозрачность зуба. Четких критериев для этого не существует, дантист обязан полагаться на собственные чувства. Потому будет лучше, если за исцеление кариеса IV и III класса по Блэку возьмется опытнейший спец.
V класс
Согласно систематизации кариозных полостей по Блэку, очаги 5-ого класса размещаются в конкретной близости от десен. В этом и заключается основная сложность при их лечении (процесс для облегчение, снятие или устранение симптомов и заболевания). Если пациента беспокоят десневые кровотечения и осязаемый дискомфорт в пришеечной области, доктор может заподозрить глубочайшее размещение затронутой тлением полости.
В этом случае стоматологическая помощь оказывается в несколько шагов:
- Удаление налета с поверхности хворого зуба.
- Определение колера будущей пломбы.
- Обезболивание.
- Вскрытие полости, вычищение размягченных тканей.
- Корректировка края десны.
- Исцеление, укладка пломбы в обработанную фармацевтическим продуктам полость.
- Полировка.
Если клиника держится систематизации по Блэку, доктору будет рекомендовано пользоваться композитно-иономерным составом. Благодаря своим свойствам этот материал совершенно подступает для наполнения огромных по площади полостей.
Систематизация кариеса зубов по иным системам
Систематизация кариеса зубов по системе Дж. Блэка не единственная, в мире существует несколько 10-ов остальных версий. Более всераспространены:
- систематизация кариеса по ВОЗ;
- по первичности – болезнь, возникшее 1-ый раз, либо его рецидив;
- топографическая – учитывает степень поражения зубных каналов;
- по интенсивности – один затронутый кариесом зуб либо несколько;
- по наличию осложнений – затронута лишь полость зуба, либо процесс перебежал в ротовую полость, на десны.
Невзирая на то что классификатор Блэка с картинами, включая VI класс, получил огромное распространение в странах бывшего Союза, более комфортной стоматологи именуют систему ВОЗ (изображение ниже). Она не только лишь выявляет координаты кариеса полости рта, да и дозволяет уточнить его виды и индивидуальности (приостановившийся, неуточненный, детский).
Систематизация по Блэку в детской стоматологии
Принцип определения типа заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) у малышей этот же: установив нахождение кариозной полости, доктор может отнести нездоровой зуб к той либо другой группы. Единственным различием в оформлении диагноза (краткое медицинское заключение об имеющемся заболевании (травме), отклонении в состоянии здоровья обследуемого или о причине смерти) является доборная запись о том, что прикус молочный.
Систематизация кариеса по Блэку
Обнаружение и запись кариозных поражений является принципиальным компонентом оценочного шага в процессе гигиены полости рта. Из-за собственной значимости все стоматологи должны уметь найти кариес и систематизировать его.
Открыть в полном размере
Систематизация кариозных полостей по Блэку – 6 классов
Систематизация по Блэку
Наиболее 100 годов назад доктор Black разработал систематизацию кариозных полостей на базе локализации пораженного зуба (фронтальные либо задние зубы) и локализации недостатка жестких тканей на самом зубе. Система описана достаточно издавна, в сегодняшних реалиях она считается неполной, потому что не обхватывает корневого и вторичного кариеса. Тем не наименее, по-прежнему обширно употребляется в стоматологической практике. Систематизация кариеса по Блэку содержит в себе 5 классов! С возрастом почти все пробовали видоизменять систематизацию и все же удалось “пропихнуть” в массы “6 класс по Блэку”:
1 класс по Блэку
Кариозные полости размещаются в ямках и бороздах на:
- окклюзионных поверхностях моляров и премоляров
- окклюзионно-щечной и язычной поверхностях моляров
- язычной поверхности передних зубов (резцов и клыков)
Полость 1 класса по Блэку в моляре
2 класс по Блэку
Полости 2 класса по Блэку – это одновременное поражение как минимум 2-ух поверхностей. Кариозные полости размещаются на апроксимальной (медиальной либо дистальной) поверхности с выходом на окклюзионную поверхность моляров и премоляров.
Полости 2 класса по Блэку – поражение 2-ух поверхностей моляров либо премоляров
3 класс по Блэку
Полости располагаются на апроксимальных поверхностях фронтальных зубов (резцов либо клыков), без нарушения угла коронковой части зуба.
Полости 3 класса по Блэку на резцах и клыках
4 класс по Блэку
Кариозная полость 4 класса по Блэку предугадывает вовлечение в процесс всех проксимальных поверхностей на фронтальной группе зубов, с доп поражением режущего края.
Полость 4 класса по Блэку – поражения фронтальной интер-проксимальной поверхности зуба, включая резцовый угол
5 класс по Блэку
Полости располагаются в пришеечных областях полностью всех групп зубов.
Кариозные поражения на десневой трети коронки язычной либо вестибулярной поверхностях зуба.
6 класс по Блэку
6 класс по сути никогда не был описан Блэком, он был выдуман позже иными учеными. 6 класс – это полости на режущих краях фронтальных зубов и вершинах холмов моляров и премоляров. Данный класс в постановке диагнозов употребляется весьма изредка!
Полость 6 класса по Блэку – кариозное поражение на верхушке холмов жевательных зубов
Доктор Greene Vardiman Black
Greene Vardiman Black (1836-1915) обширно узнаваемый как один из основоположников современной стоматологии в США (Соединённые Штаты Америки – государство в Северной Америке). Также известен как отец хирургической стоматологии. Родился неподалеку от штата Иллинойс 3 августа 1836 года. Предки Уильям и Мэри Блэк. Он провел детство на ферме и стремительно развил энтузиазм к природному миру. В возрасте 17 лет начал учить медицину, в чем ему помогал старший брат. В 1857 году познакомился с медиком J.C. Speer, который начал учить его практической стоматологии.
Опосля Штатской войны, в какой он служил лазутчиком, переехал в Джексонвилл, штат Иллинойс. Конкретно тут он начал активную карьеру в развивающейся области стоматологии. Он изучил почти все принципиальные темы, в том числе предпосылки флюороза и развитие кариеса.
В дополнение к разработке эталона для подготовки полостей, Блэк также экспериментировал разными растворами амальгамы. Опосля пары лет тестов он опубликовал свою равновесную формулу амальгамы в 1895 году. Эта формула стремительно стала золотым эталоном на следующие 70 лет!
Black был вторым деканом Северо-Западного института стоматологии, где его портрет висел до закрытия школы в 2001 году. Его скульптуру можно отыскать в Чикагском Линкольн-парке. Он также был введен в Интернациональный Зал славы стоматологии Пьера Фошара 25 февраля 1995 года.
Препарирование полостей VI класса по Блеку
К классу VI, согласно дополнению к систематизации Блека, относятся полости, локализующиеся на режущем крае резцов и на верхушках холмов клыков, премоляров и моляров (см. рис. 179). Предпосылкой образования изъянов в данной для нас области является стирание тканей зуба до дентина (см. рис. 180). Опосля обнажения поверхности дентина он, как ткань (мед. система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями) наиболее мягенькая, чем эмаль, начинает стираться резвее. В итоге этого процесса на режущем крае резцов образуются поначалу точечные, а потом желобовидные недостатки. На верхушках холмов клыков, премоляров и моляров недостатку имеют чашеобразную форму. Дно таковых изъянов, за счет прокрашивания дентина пищевыми красителями, обычно бывает пигментированным — темно-коричневого либо темного цвета. Кариозное поражение дентина наблюдается изредка. Эмалевые края недостатка обычно острые, истонченные и ослабленные.
Равномерное физиологическое стирание зубов (рис. 181) к образованию выраженных изъянов на режущем крае резцов и на верхушках холмов клыков и жевательных зубов приводит очень изредка. Если они развиваются, то, обычно, в довольно старом возрасте пациента. Более нередко образование изъянов VI класса наблюдается при локализованной форме патологической стираемости, вызванной нарушениями прикуса, недостатками зубных рядов, неверной конструкцией протезов, пороками развития жестких тканей зубов, привычкой жевать на одной стороне (Макеева И.М., 2003). Препарирование и пломбирование недостатка далековато не постоянно является хорошей целебной стратегией при полостях VI класса. Исцеление таковых пациентов просит, сначала, выявления и устранения обстоятельств завышенной стираемости зубов. Часто им требуется сложное ортопедическое исцеление с восстановлением высоты прикуса, замещением изъянов зубных рядов и покрытием зубов искусственными коронками. Время от времени, если в процессе исцеления пациента ему было произведено увеличение прикуса и ткани (Строение тканей живых организмов изучает наука гистология) восстанавливаемого зуба вышли из контакта с зубами-антагонистами, наиболее надежным и эстетически целесообразным способом замещения недостатка VI класса является изготовка прямого композитного винира с перекрытием режущего края и введением зуба в гармоническую окклюзию. Препарирование под композитный винир в таковых ситуациях делается в согласовании с принципами, описанными в разделе Препарирование полостей V класса по Блеку. В ряде всевозможных случаев ограничиваются лишь препарированием и пломбированием этих изъянов композитными материалами. Пломбирование в данной ситуации, обычно, предугадывает замещение недостатка жестких тканей композитным материалом без конфигурации высоты прикуса.
В литературе описан опыт пломбирования огромного количества полостей VI класса композитами в одно посещение с одномоментным увеличением высоты прикуса на этих пломбах. Мы считаем, что такое вмешательство обязано применяться весьма осторожно, опосля кропотливого анализа окклюзионных отношений, определения конструкционной высоты прикуса и оценки прочностных способностей композитных реставраций в критериях завышенных окклюзионных нагрузок. Препарирование полостей VI класса имеет некие индивидуальности. Соединено это, сначала, с тем, что недостатки размещаются в участках завышенных окклюзионных и абразивных нагрузок. Потому перед началом препарирования непременно следует провести анализ окклюзионных отношений и зафиксировать точки окклюзионных контактов (при помощи копировальной бумаги).
1. Раскрытие полости. Раскрытия полости VI класса, в связи с ее чашеобразной либо желобовидной формой, обычно, не требуется. Ослабленная эмаль, по краям полости, в особенности на резцах, очень сохраняется.
2. Расширение полости. На передних зубах этот шаг не проводится. На холмах жевательных зубов, в особенности моляров, там, где пломба будет подвержена значимым нагружам, расширение полости проводится с таковым расчетом, чтоб граница пломбы с тканями зуба не проходила через точки окклюзионных контактов.
3. Некрэктомия. Иссечение тканей на данном лапе проводится весьма экономично. Лишнее удаление неповрежденных жестких тканей в данной для нас области приводит к ослаблению участков зуба, на которые падает наибольшая перегрузка при жевании и откусывании еды. Удаляется только пигментированный дентин. Эмаль, даже ослабленная и не сплетенная с дентином, очень сохраняется. В процессе пломбирования ее крепят со стороны полости слоем композитного материала.
4. Формирование полости. Полость на верхушке бугра формируется цилиндрической формы с параллельными либо слегка сходящимися к дну стенами. Наклона стен можно достигнуть, создав скос эмали по краям полости под углом 10—15°. Лучшая глубина полости — 1,5—2 мм, если нет показаний к наиболее глубочайшему препарированию. Опосля определения границ реставрации сошлифовываются острые участки эмали по краям коронки зуба. Эта операция проводится на участках эмали, форму которых нереально откорректировать в процессе пломбирования (рис. 182).
Полость в области режущего края резца создается в виде канавки со слегка зауженным дном (см. рис. 183). Глубина ее также обязана составлять 1,5—2 мм. Иссечение непораженных тканей зуба в этом случае обязано быть наименьшим. Все эмалевые края полости на резцах стремятся сохранить. Время от времени, чтоб обеспечить размещение пломбы на уровне краев стен полости, создают сошлифовывание зуба-антагониста.
5. Финирование краев эмали. Финальная обработка краев эмали проводится по описанным выше правилам тонкодисперсными алмазными борами, твердосплавными финирами либо ручными инструментами, к примеру, эмалевыми ножиками.